Главная Pro выставки Тенденции развития выставочной отрасли в России

Тенденции развития выставочной отрасли в России

В этом материале мы постарались показать настоящим и будущим экспонентам общие тенденции, которые отмечаются сейчас в выставочной отрасли страны. Надеемся, наш экспертный взгляд, будем полезен компаниям в планировании и организации своей работы на выставках.
Немного о значении выставок
Рыночные отношения диктуют свои законы: кто лучше показал, кто лучше рассказал, кто лучше подал – тот и продал. Выставки представляют собой уникальный маркетинговый механизм, который объединяет все инструменты продвижения и сбыта продукции.
В среднем участник выставки «Алтайской ярмарки» за одну выставку реализует четыре цели: встретиться и провести переговоры с деловыми партнерами (реальными и потенциальными), продемонстрировать новинки, продать свою продукцию, реализовать имиджевые цели.
97% российских и международных экспонентов отмечают, что выставки содействуют поиску новых клиентов и партнеров, 88% указывают на то, что выставки играют важную роль в увеличении объемов продаж, 84% – в расширении географии продаж. Спрос при этом развивается в соответствии с ситуациями на рынках. Собственно, выставки не изменяют его объема, однако они содействуют серьезному изменению структуры спроса за счет предоставления возможности демонстрации новинок. Представители же компаний-потребителей получают возможность выбора оптимального решения для своего предприятия.
Сами выставочно-конгрессные события, порождающие финансовые потоки, имеют значительный мультипликативный эффект. Это, во-первых, доход от развития основных производителей, товаропроизводителей, производителей услуг, во-вторых, приходная часть бюджета за счет использования инфраструктуры города и, в-третьих, определенные отчисления от выставочных мероприятий.
Общие тенденции развития выставочной отрасли России
·        Сохраняется концентрация выставочных мероприятий. Выставочный рынок России насчитывает более 260 операторов (Москва – 55%, Санкт-Петербург – 13%, остальные регионы России – 32%).
Регион
Доля по числу выставок, %
Доля по числу экспонентов, %
Доля по иностр.  
экспонентам,%
Доля по выставочной площади, %
Доля по посетителям, %
Москва
18,9
38,1
73,4
46,3
27,6
С-Петербург
10,6
11,3
9,3
8,7
14,3
Другие города
70,3
50,4
16,8
44,8
58,1
 
В последнее время наметился рост числа региональных выставок, часть из которых имеет общероссийское значение. Он отражает, помимо общей тенденции укрепления позиций регионов, высокую насыщенность центральных рынков, высокую конкуренцию компаний и товаров, общий вектор, связанный с приближением к конечному потребителю.
Формой межрегионального обмена также служат выездные выставки в других регионах, наподобие национальных выставок, и представляют собой новое направление развития выставочной деятельности.
Усилиями выставочных компаний, которые являются членами профессиональной ассоциации – Российского Союза выставок и ярмарок (РСВЯ) – в 2012 году проведено 1200 выставок и ярмарок в 46 городах, в них приняло участие 130 000 компаний из 109 стран. Членами РСВЯ являются 93 профессиональных компаний. К их числу уже 18 лет относится «Алтайская ярмарка». 
 
·        Выставки в России, как и во всем мире, становятся все более специализированными. Уменьшается доля многоотраслевых универсальных выставочных мероприятий. Соотношение специализированных и многоотраслевых выставок сегодня – 89% к 11% соответственно.
 
·        Доминантными направлениями выставочных мероприятий являются (по данным за 2011 г.):
«Строительство, оснастка, комплектующие» (11,4%)
«Здравоохранение, гигиена, охрана труда» (10,4%)
«Сельское хозяйство» (9,8%)
«Текстиль, одежда, обувь, украшения» (9,8%)
«Спорт, досуг, развлечения» (8,2%)
«Продукты питания» (6,5%) (причем здесь уменьшается число узкопродовольственных выставок, которые заменяются комбинированными с разделами технических товаров).
 
Выставки этих тематик достаточно стабильно демонстрируют положительную динамику (за исключением «Спорт, досуг, развлечения», которые дали заметный спад в 2011 году).
            Выросло число инновационных и инвестиционных проектов (в 2011 г. почти в 3 раза по сравнению с 2010 г.)
Увеличивается число выставок по таким тематикам, как «Химия», «Этикетка. Тара. Упаковка», «Красота и искусство».
В то же время идет сокращение числа выставок по тематикам «Мебель», «Деревообработка», «Электроника и электротехника, измерительное оборудование».
 
В 2009 г. доминантная доля тематик и товарных групп выглядела иначе:
               
Тематики и товарные группы               Доля в общем количестве выставок, %
 
1   Продукты питания, напитки                       10,9
2 Строительство, ремонт, благоустройство     9,8
3 Мебель и предметы быта                                7,8
4 Сельское хозяйство, садоводство                  6,7
5 Потребительские товары                                 6,5
6 Текстильная и легкая промышленность         5,6
7 Медицина, гигиена, охрана труда                   5,5
8 Экология, коммунальные службы                  4,8
9 Транспорт, дорожное хозяйство                     4,6
10 Спорт, туризм, отдых                                     4,5
 
 
·        С вступлением в ВТО для России открылись внешние рынки, а рынок страны, в свою очередь, открылся для внешнего мира. Как и предполагалось, за последний год значительно увеличилось число иностранных участников (+ 22%), что подтверждает прогнозы о формировании гораздо более жесткой, чем сейчас, конкурентной среды. Тем более что все ведущие страны разработали национальные программы и механизмы по вхождению на международные рынки.
Сейчас иностранные компании сосредоточены в основном в ЦФО, СЗФО, ПФО. Больше всего иностранных компаний выходит в настоящее время на выставки следующих тематик:
«Текстиль, одежда, обувь, украшения»
«Сельское хозяйство»
«Строительство, оснастка, комплектующие»
«Продукты питания»
«Металлургия, сварка»
«Спорт, развитие, досуг»
 
Наиболее активные участники российских выставок – компании из Германии, Китая, Италии, Турции, Франции. Среди стран ближнего зарубежья наиболее частые участники – Белоруссия и Украина.
В выставках в Алтайском крае за последние три года участвовали компании из Австрии, Германии, Италии, Монголии, США, Турции, Финляндии, Франции, Белоруссии, Казахстана, Украины. Французская провинция Франш-Конте – постоянный участник «Праздника сыра», в «Зимней зерновой конференции» принимают участие компании из Казахстана, Украины и Германии. 
 
·        Более активной и предметной стала деятельность выставочных операторов по привлечению посетительской аудиторией и работе с ней через специальные программы, адресное и рекламное информирование и т. д.
Наибольшее число посетителей приходится на выставки следующих тематик:
     «Сельское хозяйство» (17,1%)
    «Текстиль, одежда, обувь, украшения» (11,5%)
    «Строительство, оснастка, комплектующие» (8,7%)
С 2011 года в компании «Алтайская ярмарка» действует отдел по работе с посетителями-специалистами. Силами сотрудников отдела проходит адресное привлечение посетителей-специалистов на площадки выставок. Несколько лет на сайте компании работает сервис «Электронный пригласительный билет», с помощью которого специалисты могут заранее получить бесплатное приглашение на выставку.   
 
  • Расширяется деловая и сопутствующая программа выставочных мероприятий.
Увеличивается число самостоятельных мероприятий конгрессного типа.
В Алтайском крае на протяжении ряда лет проводятся конгресс «Молочная промышленность Сибири» и «Зимняя зерновая конференция», которые стали ведущими отраслевыми событиями за Уралом.
Сопровождающие выставку конгрессы, конференции и деловой туризм служат важнейшим привлекательным фактором и содействуют приобретению событийного значения. Они становятся тем, что теперь называется «event», или по-русски – «событие».
  • Современная концепциядеятельности организаторов выставок ориентирована на экономические потребности регионов.
При проведении выставки либо конгресса происходит укрепление имиджа региона как центра бизнес-коммуникаций, имеющего хорошие позиции и потенциал в развитии той или иной отрасли. «Алтайская ярмарка» не является исключением. Наши выставки, конгрессы, фестивали и конкурсы – инструмент продвижения продукции предприятий края, самой территории, формирования ее имиджа. Это неотъемлемая часть жизни региональных секторов экономики. Выставки компании способствуют насыщению внутреннего рынка продукцией и услугами алтайских предприятий-производителей и помогают предприятиям края осваивать новые рынки, а краю – конкурировать.
 
Ожидаемые в 2013 г. события, важные для выставочников и не только для них
 
·                    В настоящее время Минпромторг РФ дорабатывает проект концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ и план мероприятий по ее реализации.
Данный документ охватывает целый спектр аспектов развития выставочно-конгрессной деятельности: развитие координации, совершенствование нормативно-правовой базы и государственного регулирования, создание равных конкурентных условий, формы поддержки, образование, развитие материально-технической базы, создание интегрированной информационной системы и повышение экономической эффективности отрасли.
 
·         Подана заявка России на право проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО в 2020 году.
 
·        Ожидается, что в 2013 году у Российского Союза выставок и ярмарок появится собственный телеканал.
 
 
Генеральный директор ООО «Современные выставочные технологии»,
ООО «АлтайАгроЭкспо»
Наталья Вагайцева
 
 
 
 
Партнеры