Главная О компании Парадокс российской выставочной индустрии

Парадокс российской выставочной индустрии

«ЭКСПО НОВОСТИ», № 1-2 2008 г.

 

Нехватка выставочных площадей в регионах сдерживает сегодня развитие крупных выставочных проектов, приток технологий, инвестиций, а также развитие деловой активности регионов в целом. Но застоя в региональном выставочном секторе нет, утверждает генеральный директор ЗАО «Алтайская ярмарка» Андрей Олишевский.

 

Обратимся к статистике РСВЯ и посмотрим соотношение количества выставок, площадей и участников в Москве, Санкт-Петербурге с одной стороны, и в регионах – с другой, в период с 2004 гг. В 2004 году в Москве и Санкт-Петербурге было проведено 38,4% от всех выставок России, в 2005 году уже 35,5%, в 2006 году – 33,5%.

Согласно этим данным, количество выставок, проводимых в Москве и Санкт-Петербурге, за это время уменьшилось практически на пять пунктов. Количество выставок в регионах, напротив, увеличивалось с 61,6% до 66,5%, как и количество участников – с 38,3% до 45,7%. А вот количество участников выставок Москвы и Санкт-Петербурга уменьшалось. Вместе с тем объёмы выставочных площадей в регионах значительно уступают объёмам выставочных площадей в двух столичных городах. Так, на 66,5% региональных выставок в 2006 году пришлось всего 33,9% площадей. Вот тот парадокс, который наблюдается в российской выставочной индустрии уже на протяжении многих лет.

Сегодня мы наблюдаем усиление специализации выставок в регионах. Практически все субъекты РФ имеют свои стратегии развития до 2015, 2020 или 2025 года. В них определены основные экономические приоритеты, в реализации которых будут задействованы выставки как неотъемлемая часть деловой инфраструктуры. Выставочные компании в регионах будут располагать следующей структурой: несколько крупных выставочных проектов будут являться межрегиональными и возможно даже национальными, другие проекты будут иметь региональный характер и обслуживать узкорегиональные сектора экономики. Эта тенденция полностью просматривается на примере «Алтайской ярмарки». В нашем портфеле есть крупный агропромышленный выставочный проект – «Алтайская Нива», которая сегодня является ведущей выставкой этого направления за Уралом, от неё «отпочковываются» отдельные агропромышленные проекты, среди них – «День поля», краевая демонстрация техники и навесного оборудования в полевых условиях, и «Праздник сыра» – международный фестиваль.

Основополагающие выставочные проекты будут расти, а набор выставок сугубо регионального характера меняться. Открытием последних лет явилась и активная работа по продвижению, в частности, Алтайского края в стране и за её пределами. Выставочные компании будут обслуживать интересы своих регионов на выездных миссиях.

Ни Москва, ни Санкт-Петербург не смогут полностью «перетянуть» на себя все выставочные мероприятия. У каждого региона есть свои собственные экономические интересы – это первое. Второе – фактор масштабов страны. Он повлечёт за собой, скорее, появление сети выставочных компаний в регионах. Развитие деловой активности именно в регионах наблюдается не только в выставочной сегменте экономики. Сюда  приходят крупные торговые операторы. Третье – далеко не все участники и далеко не все посетители имеют возможность и желание летать в столичные города на выставки. Средний и малый бизнес будет стремиться продвигать себя на тех рынках, на которых реализуется их продукция, а это, как правило, региональные и межрегиональные рынки близлежащих территорий. Их цели и задачи никак не укладываются в масштабы национальных выставок, которые обычно проходят в Москве и Санкт-Петербурге.

А для того чтобы региональным выставкам упрочить свои позиции, необходимо строить выставочные комплексы. И статистика, и наши ощущения как региональной выставочной компании строятся на том, что потребность в выставках в регионах увеличивается на фоне острой нехватки специализированных площадей. Эта проблема требует своего разрешения уже в ближайшее время. Те самые 66,5% выставок, которые в 2006 году прошли в  регионах, в подавляющем большинстве работали в неприспособленных помещениях. А это не тот сервис, который необходим сегодня для проведения выставок на должном уровне, что влияет на качество деловых контактов, на восприятие выставок в регионах. И, безусловно, это минус для выставочной индустрии России в целом. Подчеркну, что прирастать выставочная индустрия страны будет региональными выставками, но есть сдерживающий фактор – отсутствие выставочных площадей.

Чтобы говорить об объединении как эффективном решении вопросов дальнейшего развития, важно ответить на вопрос, для чего региональным выставкам оно необходимо. Можно говорить об объединении ради защиты своих интересов от вторжения крупных выставочных игроков, а можно – об объединении ради укрупнения выставочных проектов. На наш взгляд, объединение – достаточно сложный механизм, и его сложность обусловлена специализацией территорий. Региональная выставка обязана учитывать интересы развития экономики региона. В противном случае будет потеряна ориентация на интересы участников рынка, что станет причиной потери самих выставочных проектов. Объединительные процессы должны быть объективно обусловлены потребностями регионов.

Объединения выставок внутри нескольких территорий не исключены. Сейчас очевидна специализация регионов, поэтому возможно выстраивать такие отношения, когда выставочные компании одного территориального округа помогают друг другу в проведении крупных выставок по разным секторам экономики в рамках данной территории. Здесь важно правильно применить экономические стимулы для выставочных компаний, чтобы заинтересовать в таком сетевом принципе работы. Пока нам неизвестны такие примеры. Есть ли за этим будущее? Наверное, есть, но это достаточно трудоёмкий процесс и гораздо сложнее, чем просто продажа выставок или выставочных компаний.

На дальнейшее развитие рынка повлияет несколько наметившихся тенденций. Во-первых, это усиление дифференциации: разделение проектов на основные (с перспективой развития на межрегиональные и национальные) и региональные. Во-вторых – вектор на частно-государственное партнёрство. От участия государственных инвестиций в сегодняшней экономической ситуации очень сильно зависит строительство выставочных комплексов, что повлечёт за собой некоторое огосударствление выставочных компаний или проектов. Такая тенденция будет иметь развитие в ближайшие годы.

Вместе с тем выставочный бизнес в России – это частная сфера. Соответственно, учредители и руководители компаний достаточно свободны в своих решениях. Неустроенность с выставочными площадями, как мне кажется,  может привести к тому, что ряд компаний будут рассматривать возможность продажи как своих проектов, так и компаний в целом. Тенденция приобретения-поглощения с крупными московскими или европейскими игроками возможна. Я полагаю, что она будет видна нам в ближайшие годы.

Партнеры